Проблемно-целевая структура предлагается впервые, поэтому она рассмотрена отдельно.
Каждый из перечисленных типов структур имеет свои недостатки и преимущества. Для выбора (проектирования) конкретной структуры конкретного предприятия (организации) необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру, которые были рассмотрены в начале данного вопроса.
К факторам дальнейшего развития структуры предприятия относятся следующие:
ü развитие специализации и кооперирования производства;
ü автоматизацию управления;
ü применение к проектированию структуры и к функционированию системы менеджмента совокупности научных подходов;
ü соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональность, прямо точность и др.);
Основные принципы формирования проблемно-целевой структуры предприятия:
1) целевой подход, т. е. формирование структуры на основе дерева целей предприятия;
2) комплексность в определении количества заместителей руководителя предприятия (1-й уровень дерева целей);
) ориентация на проблемы, т. е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);
) ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, формирование финансового плана предприятия (на 3-м уровне дерева целей);
Рассмотрим проблемно-целевую структуру предприятия на рис.2.3.
Рис.2.3.Проблемно - целевая структура предприятия
Условные обозначения:
А - направление формирования заданий (для всех подцелей);
Б - направление выполнения заданий;
МТ - маркетологи или менеджеры по конкретным товарам - координаторы решения проблем по достижению их конкурентоспособности; I, II, III - уровни иерархии
На втором уровне структуры, представленной на рис. 2.3 могут быть следующие отделы и цехи: 1.1 - исследования и сегментации рынка; 1.2 - формирования стратегии фирмы; 1.3 - рекламы; 1.4 -стимулирования продвижения товара; 2.1 - научных исследований 2.2 - главного конструктора; 2.3 - главного технолога; 2.4 - главного механика; 2.5 - главного энергетика; 2.6 - организационно-технического развития производства; 3.1 - плановый; 3.2 - финансовый; 3.3 -ресурсосбережения; 3.4 - организации труда и заработной платы; 4.1- материально-технического обеспечения производства; 4.2 -складское хозяйство; 4.3 - транспортное хозяйство; 4.4 - оперативного управления производством; 4.5 - сбыта продукции; 4.6 - производственные цеха; 5.1 - управления персоналом; 5.2 - социального развития коллектива; 5.3 - техники безопасности; 5.4 - охраны окружающей природной среды.
На третьем уровне структуры создаются при необходимости бюро или группы в отделах по отдельным проблемам, функциям, товарам или рынкам.
Например, в отделе 1.1 можно создать соответствующие бюро или группы по отдельным товарам или рынкам (в зависимости от номенклатуры товаров и размеров рынков).
Отделу 1.2 можно поручить выполнение следующих вопросов: изучение конкурентных преимуществ предприятия; изучение конкурентоспособности товаров конкурентов; изучение механизма действия закона конкуренции по различным товарам; прогнозирование нормативов конкурентоспособности товаров и предприятия; разработку и контроль реализации стратегии предприятия; политику цен; политику ресурсосбережения; техническая политика. По аналогии формируются и другие отделы.
Количество отделов, цехов и других подразделений, их структура и численность зависят от объема продаж, номенклатуры, сложности и масштаба выпускаемой продукции, уровня специализации, кооперирования, концентрации, комбинирования производства и других факторов.
Минимальная численность управленческого аппарата предприятия -4 человека: первый руководитель, главный бухгалтер, технический директор и коммерческий директор.
Максимальное количество отделов крупной компании может достигать 30 с общей численностью управленческого персонала до 500 человек (кроме персонала цехов).
Предлагаемая проблемно-целевая структура управления, впитывает в себя все преимущества ранее рассмотренные структур и одновременно не имеет очевидных недостатков.
Проблемно-целевая структура обеспечивает глубокую специализацию работников, выполняющих конкретную цель (задачу, задание) дерева целей, состыкована со структурой системы менеджмента, проста в построении и функционировании, имеет орган, координирующий решение проблем по достижению конкурентоспособности товаров, адаптивна к изменениям.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|