В литературе рассмотрен ряд классификаций. Рассмотрим некоторые из них. Коллектив ученых под руководством С.Д. Ильенковой предлагает следующую классификацию инноваций в зависимости от технологических параметров:
) по новизне:
ü новые для отрасли в мире;
ü новые для отрасли в стране;
ü новые для предприятия;
) по месту на предприятии:
ü инновации на входе;
ü инновации на выходе;
ü инновации системной структуры;
3) от глубины вносимых изменений:
ü радикальные (базовые);
ü улучшающие;
ü модификационные;
4) по сфере деятельности
ü технологические;
ü производственные;
ü экономические;
ü торговые;
ü социальные;
ü в области управления
Таблица.1.2.Классификация новшеств и инноваций
Признак классификации |
Виды инноваций |
1. Уровень новизны инновации |
1.1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) 1.2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.) |
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество |
2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.2.ТожеНИОКР 2.3. Организационно-технологическая подготовка производства 2.4. Производство (включая тактический маркетинг) 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией |
3. Масштаб новизны инновации (новшества) |
3.1. Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2. Новые в стране 3.3. Новые в отрасли |
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация |
4.1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 4.2. То же в сфере образования 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.) 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.) |
6. Частота применения инновации |
6.1. Разовые 6.2. Повторяющиеся (диффузия) |
7. Форма новшества - Основы инновации |
7.1. Открытия, изобретения, патенты 7.2. Рационализаторские предложения 7.3. Ноу-хау 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п. |
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации |
8.1. Научно-технический 8.2. Социальный 8.3. Экологический 8.4. Экономический (коммерческий) 8.5. Интегральный |
9. Подсистема Системы инновационного менеджмента |
9.1. Подсистема научного сопровождения 9.2. Целевая подсистема 9.3. Обеспечивающая подсистема |
|