Технологию анализа задач по принципу АБВ можно осуществить следующим образом:
. Составить список всех предстоящих в соответствующем периоде времени (день, месяц, квартал, год) задач.
. Систематизировать задачи по степени их важности, установить очередность дел в соответствии с их «стоимостью» деятельности.
. Пронумеровать задачи.
. Оценить задачи в соответствии с категориями А, Б, В:
а) первые 15 процентов всех задач, относящихся к категории А, не подлежат перепоручению;
б) последующие 20 процентов - задачи категории Б;
в) остальные 65 процентов - задачи категории В.
. Перепроверить временной план на соответствие выделенного бюджета времени значению задач: 65 процентов запланированного времени - задачи А; 20 процентов запланированного времени - задачи Б; 15 процентов запланированного времени - задачи В.
. Провести соответствующие корректировки, ориентируя план на задачи А.
. Оценить задачи Б и В с точки зрения возможности их делегирования.
Делегирование полномочий. «Общий смысл делегирования - перепоручение задач своим подчиненным или коллегам. Многие управленцы, считающие себя опытными и работоспособными, предпочитают сами выполнять то, что могли бы поручить другим сотрудникам, ссылаясь при этом на неопытность, необразованность, некомпетентность подчиненных. Такое явление свидетельствует, скорее, об отсутствии опыта делегирования полномочий и неумении обучить персонал необходимым функциям, нежели о высоких достоинствах управленца.
Основные преимущества делегирования:
. У руководителя высвобождается время для более важных задач;
. Использование и развитие профессиональных знаний и навыков работников;
. Стимулирование раскрытия способностей, самостоятельности и компетенции подчинённых;
. Положительное воздействие на мотивацию труда сотрудников.
Для правильного делегирования необходимо придерживаться следующих правил:
. подбирать подходящих сотрудников;
. распределять сферы ответственности;
. координировать выполнение порученных задач;
. стимулировать и консультировать подчинённых;
. контролировать рабочий процесс и результаты;
. давать оценку своим сотрудникам;
. пресекать попытки обратного или последующего делегирования.
Делегировать необходимо рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы и подготовительную работу. Передача задач или деятельности может осуществляться на длительный срок или ограничиваться разовыми поручениями. Руководитель ни в коем случае не передает своих управленческих функций, задачи высокой степени риска и ответственности за руководство.
Контроль итогов и корректировка целей. Контроль результатов служит для оптимизации трудового процесса, он охватывает три задачи:
. Осмысление физического состояния. Приносит ли планирование результаты, способствует ли комфорту;
. Сравнение запланированного с максимально возможным. Необходимо регулярно анализировать деятельность, определять моменты потери времени, составлять листки помех;
. Корректировка по установленным отклонениям. Необходимо перепроверять планы и изменять их, если они оказываются невыполнимыми или не позволяют достичь поставленной цели к сроку.
Различают контроль результатов труда и контроль конкретных задач, нельзя пренебрегать ни тем, ни другим.
Таким образом, тайм-менеджмент - это учет и оперативное планирование времени. Задача тайм-менеджмента упорядочить использование времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы успевать делать все важнейшие дела. Основные принципы тайм-менеджмента: кропотливая самостоятельная работа, индивидуальность решения, необходимость отслеживания собственной эффективности, мышление, направленное на эффективность, достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности. Тревожные симптомы близкого возникновения временных проблем можно определить по определенным признакам и выявить причины «поглотителей времени».
Современные приемы тайм-менеджмента: постановка цели, классическое планирование, «золотые» пропорции планирования времени (принцип Парето), делегирование полномочий, контроль итогов и корректировка целей. Изучив причины проблем со временем и используя основные приемы тайм-менеджмента, руководитель сможет добиться качественных и быстрых результатов.
Анализ отечественных и зарубежных подходов к системе тайм-менеджмента
Перейти на страницу: 1 2 3
|