Понятие надежности явилось развитием понятия устойчивости. С этой точки зрения оно должно быть включено, также как и устойчивость, в систему категорий меры. При этом достаточно расхожее представление ряда философов о том, что надежность есть лишь аспект рассмотрения устойчивости в технических системах, является неверным, поскольку надежность не является частным случаем устойчивости.
Именно поэтому в последнее время осознается особая роль исследования надежности системы в случае потери ею устойчивости. Потеря устойчивости установившегося режима может произойти либо вследствие столкновения его с неустойчивым, либо вследствие нарастания самоподдерживающихся колебаний. К потере устойчивости может привести также оптимизация и интенсификация. Так, отсутствие отрицательной обратной связи в управлении всегда приводит к потере устойчивости. Для избежания катастроф, связанных с потерей устойчивости, очень важно знать границы надежности системы.
Принцип обратной связи в управлении может реализовываться самыми разными способами и механизмами. В последнее время на роль одного из самых эффективных механизмов, реализующих принцип обратной связи, претендует ответственность субъекта управления. Именно ответственность способствует повышению устойчивости процесса принятия решений, что в свою очередь способствует и его надежности. Поэтому так важно исследовать проблему ответственности субъектов управления. В заключение сделаем краткие выводы. Исследование надежности систем управления необходимо должно сопровождаться анализом их устойчивости, качества и эффективности. В теоретических разработках по проблемам управления проблематики эффективности, надежности и качества формировались достаточно независимо и в различные периоды, характеризующиеся качественным различием социально-исторической ситуации. В рамках управленческой проблематики преобладали исследования, связанные с количественными методами оценивания качества, эффективности и надежности. Понятийно-категориальный аппарат разрабатывался явно недостаточно, поэтому сами понятия «эффективность», «качество», «надежность» имели достаточно неопределенный объем и содержание. Это позволяло ряду исследователей устанавливать произвольные связи между указанными понятиями. В работах, связанных с философско-методологическим анализом этих понятий, их взаимосвязь по существу не обсуждалась, также как не выделялась их специфическая роль в исследовании систем управления.
Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что логически исходным понятием является понятие качества систем управления. «Эффективность» является следствием понятия качества там, где есть целесообразность. Развитием понятия меры является устойчивость, которая, в свою очередь, приводит к понятию надежности. Вскрытая взаимосвязь помогает выявить специфику исследования качества, эффективности и надежности систем управления и частично объясняет, почему многие авторы по существу отождествляли эффективность, надежность и качество систем управления. Только совместное исследование качества, эффективности и надежности может быть адекватным в настоящее время и привести к успеху.
Особое значение приобретает инновационный менеджмент. Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.
|