.1 Происхождение термина «эффективность»
«Необходимо перестроить всю систему управления с ориентацией на качество - качество прежде всего,» - так писал известный специалист по менеджменту Т. Дж. Питерс в предисловии к книге Дж. Харрингтона “Управление качеством в американских корпорациях”. «В системах управления вопрос о надежности - это вопрос первостепенного значения,» - провозглашал не менее известный в своей области Дж. Тейлор. “Главной заботой управляющего должна быть эффективность,” - считал один из основоположников менеджмента Г. Эмерсон и продолжают считать многие управляющие сегодня.
Что же является главным “идолом” управления - эффективность, надежность, качество? Как они взаимосвязаны друг с другом? Претерпевало ли их содержание исторические изменения и, если да, то в чем их суть? На эти вопросы мы попытаемся ответить в этой статье.
В управлении исторически первой стала самостоятельно обсуждаться проблема эффективности. По сути дела, первые теории менеджмента формируются в процессе рефлексии над проблемой эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве. Так, основополагающая работа одного из «отцов» менеджмента Г. Эмерсона, вышедшая в свет в 1912 г., носила название «Двенадцать принципов эффективности». Проблематика надежности начинает разрабатываться позднее, начиная с конца 40-х -начала 50-х годов двадцатого столетия, причем в основном представителями направления, связанного с управлением техническими системами. А еще позднее, где-то с начала 70-х годов этого столетия приобретает собственное звучание и проблема качества, преимущественно в работах по менеджменту.
В философии, напротив, первоначально разрабатывается проблематика качества, являющегося одной из основных философских категорий. Первым категорию качества проанализировал Аристотель. Позднее ей уделяли внимание схоласты. Но, пожалуй, самый значительный вклад в разработку категории качества внес Гегель, который в «Науке логики» определил качество «как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта». С тех пор категория качества занимает важное место в системе категорий диалектики. Основной всплеск философских публикаций по проблеме надежности наблюдался в период «кибернетического бума» в Советском Союзе в 60-70-х годах двадцатого века. Публикации в философской литературе по проблеме эффективности появились позднее - в середине 80-х годов, но касались, в основном, эффективности научных исследований. В философских публикациях по проблемам надежности, качества и эффективности затронутые проблемы рассматривались изолированно друг от друга, вне всякой взаимосвязи между собой. В то время как в значительной части публикаций по управлению отмечалась существенная взаимосвязь эффективности, надежности и качества, вскрытие которой не входило, к сожалению, в задачи теоретических исследований специалистов по управлению. Это обусловило тот факт, что понятиям надежность, эффективность и качество придавали совершенно различные значения, смешивали их между собой, а иногда и просто отождествляли.
Выясним сначала содержание понятия «эффективность», его философско-методологическое и социально-философское значение. Мы начнем с эффективности потому, что, с одной стороны, именно эффективность была первым «идолом» управления, а с другой стороны, понятие эффективности, прагматическое по своей сути, в последнее время признается рядом философов «одним из важнейших, если не основным, для деятельностного подхода». Принято считать, что термин «эффективность» появился первоначально в экономической литературе. Этот термин встречался уже в работах Вильяма Петти - одного из основателей классической политэкономии - и главы школы физиократов Франсуа Кенэ. Однако как самостоятельное экономическое понятие «эффективность» ими не разрабатывалась. Они употребляли этот термин в значении результативности и использовали его для оценки тех или иных правительственных или частных мер в зависимости от того, способствовали те или нет оживлению экономической жизни.
|