Инженером Ф.Л. Ковалевым разработан метод отбора наиболее рациональных приемов труда, применяемых передовыми рабочими, их дальнейшего усовершенствования и последующего массового внедрения.
Практически все исследования производства особо выделяют такую функцию управления, как организация. Эта функция охватывает различные виды исполнительной оперативной деятельности.
Организация как функция управления имеет целью обеспечить слаженность всех действий и элементов производственной системы: рациональную организацию труда; обеспечение производства сырьем и материалами; наилучшие технологии; оптимальная структура производства. Деятельность по организации касается как управляемого объекта, так и органа управления, т.е. всей системы управления. При этом взаимодействие должно быть налажено не только внутри данной системы, но и с внешней средой.
Мировой опыт модернизации производственных систем состоит из методик, направленных на улучшение процесса производства путем максимально возможного исключения потерь и использования внутренних резервов предприятия для повышения производительности. Основой большинства таких методик является опыт организации производства японскими компаниями, добившимися мирового лидерства по качеству продукции, производительности труда, оптимизации затрат.
Совокупность управленческих методик по организации производства, применяемых японскими компаниями, известна под названиями Toyota Production System (TPS), Kaizen и др.
Интерес к японскому опыту организации производства в странах Запада возник в связи с поразительными достижениями автомобильной промышленности Японии после Второй мировой войны. Так, производя в 1950 г. всего 62 тыс. автомобилей, японские автопроизводители в 1970-е гг. смогли резко увеличить объемы производства (в 1970 г. было выпущено более 3 млн автомобилей), а к 1980 г. вышли на первое место в мире (1980 г. -11 млн автомобилей).
В отличие от крупных американских компаний, которые снижали издержки производства, увеличивая объемы выпуска в рамках одной модели, японские автопроизводители внедряли гибкие производственные системы, которые позволяли на одном конвейере выпускать небольшие партии различных моделей в соответствии с заказами дилеров.
Таким образом, приобретая японский автомобиль, потребитель получал продукт высокого качества, удовлетворяющий индивидуальным запросам, по цене, меньшей, чем на аналогичный продукт американского или европейского производства. Этим был обусловлен быстрый рост объема продаж японских автомобилей как в Японии, так и за рубежом.
Задача сохранения американскими автопроизводителями своих позиций на рынке потребовала изучения японского опыта организации производства. И если вначале это были ознакомительные поездки представителей американских компаний на японские предприятия, то на более позднем этапе появились академические исследования японского опыта организации производства, предпринятые как японскими, так и западными учеными. Большинство исследований было направлено на изучение опыта компании «Тойота», являвшейся площадкой для создания производственной системы нового типа.
В рамках данной работы хотелось бы проанализировать структуру производственной системы «Тойоты. с целью установления логических взаимосвязей между основными ее элементами, а также выявления тех принципов, которые в ней используются, и тех целей, на достижение которых она направлена.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|