В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, нет стройной системы классификации хозяйственных рисков. Существует множество подходов и попыток классифицировать риски. Определенный интерес представляет классификация рисков предложенная профессорами Б.Мильнером и Ф.Лиисом, всю совокупность рисков они подразделяют на две основные группы:
) внешние: политические, законодательные, природные, региональные, отраслевые, макроэкономические (инфляционные, валютные, процентные, структурные);
) внутренние: производственные (технологические, квалификационные, риск поставки, транспортные), инвестиционные (деловой риск, риск снижения доходности, селективный риск, временной риск), коммерческие (торговые, потеря конкурентоспособности, ценовая дискриминация, риск расчетов).
Ю. Осипов различает три вида риска связанного с предпринимательской деятельностью: инфляционный, финансовый и операционный. В свою очередь С. Валдайцев разделяет все риски на две группы: коммерческие и технические [13, стр. 45]. Существуют и другие подходы к классификации предпринимательских рисков, но они, как правило, повторяют рассмотренные выше.
С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности.
Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю возникновением риска. Недостаток информации о налогообложении в России или в стране зарубежного партнера - это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с туристической фирмы со стороны государственных органов. Недостаток информации о конкурентах также может стать источником потерь для предпринимателя.
По сфере возникновения риски в туроперейтинге можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к туристической организации. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью туристической организации. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго и т.п.
Источником внутренних рисков является сама туристическая фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении. Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников туристической фирмы.
С точки зрения длительности во времени риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|