· экономические, обусловленные экономическим стимулами;
· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности работников.
Административные - возможны три формы проявления этого метода:
· обязательное предписание (приказы, запрет);
· согласительные (консультация, разрешение компромисса);
· рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, пожелание)(Трейси,1993).
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется путём организационного регламентирования, нормирования, инструктирования.
Распорядительное воздействие на коллектив или личность предполагает подчинение, которое бывает трёх типов:
вынужденное или внешне навязанное (сопровождается чувством зависимости и принимается как нажим сверху);
пассивное (удовлетворение, вызванное освобождением от принятия самостоятельных решений);
осознанное, внутренне обоснованное подчинение.
Рис.5 Система методов управления персоналом
Прямые воздействия могут усилить пассивность персонала и или привести к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задач и создания стимулирующих условий.
Экономические методы выступают в следующих формах: планирование, анализ, предоставление экономической самостоятельности. Это вызывает материальную заинтересованность работников результатами своего труда.
Социально-психологические методы - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Для наибольшей эффективности воздействия необходимо знать психологические особенности исполнителей, социально - психологические характеристики коллективов; использовать приёмы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, соревнование, ритуалы, культура и прочее). Приёмы и способы социально - психологического воздействия определяются компетентностью и способностью руководителя.
Все методы связаны между собой.
Технологическое обеспечение системы управления персоналом включает проектирование системы управления персоналом, к которому необходимо подходить с позиции системного подхода.
Системный подход при проектировании системы УП всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению этой проблемы. Проектируются все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства. Проектируются взаимосвязи всех компонентов целостной системы между собой и внутри системы, а также с внешней средой.
Таким образом, методологической основой построения системы управления персоналом должен стать системный подход к внутрифирменному использованию человеческого фактора. Он подразумевает, что подсистема управления персоналом тесно взаимодействует с другими подсистемами - финансовой, инновационной, инвестиционной, стратегического планирования, производственной, сбытовой.
Процесс разработки и внедрения проекта системы управления персоналом состоит из трёх стадий: предпроектная подготовка, проектирование и внедрение (Трейси,1993).
Структурное местоположение кадровой службы различно в зависимости от степени развития и особенностей организации. Выделяют несколько вариантов (Трейси 1993). Более подробно структурное проектирование службы управления персоналом рассмотрим в главе предложений по совершенствованию системы управления персоналом настоящей работы.
Изменяющиеся условия хозяйствования увеличивают потребность в совершенствовании системы управления персоналом. Как уже отмечалось ранее, в России назрела необходимость совершенствования и развития системы управления персоналом. С этой целью необходимо глубже изучать зарубежный опыт, адаптируя его к национальным особенностям.
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям необходимо чётко определить принципы управления организацией. При этом приведём сравнительный анализ устаревших и современных принципов управления в табл.2.
Таблица 2 Принципы управления организацией (Гончаров,1997)
Старые |
Новые |
Приказное управление |
Работник сам определяет пути и средства достижения поставленных целей |
Работники стимулируются повышением заработной платы и снижением рабочего времени |
Удовлетворённость содержанием труда и возможностью проявить инициативу |
Управление осуществляется медленной многозвенной бюрократической системой |
Управленческая структура состоит из минимального количества звеньев |
Трудовой процесс разделён на максимально возможное количество простейших операций |
Трудовой процесс разделён на небольшое количество сложных операций, каждая из которых состоит из нескольких простых |
Индивидуальная форма оплаты |
Коллективная форма оплаты |
Решения принимаются только на высшем уровне управления |
Решения принимаются на всех уровнях управления |
В случае необходимости работника легко заменить |
Работника ценят и стремятся повысить его квалификацию |
Оплата труда зависит от сложности выполняемой операции |
Оплата труда зависит от квалификации работника |
Имеется специальный аппарат для контроля качества |
Качество контролируется самими исполнителями |
Работа руководителя направлена на выявление ошибок |
Руководство отмечает успехи подчинённых |
Функции управления выполняют только менеджеры; у рабочих только исполнительные функции |
Функции управления выполняют менеджеры и рабочие |
Информация поступает на верхние уровни управления для принятия решений |
Все уровни управления собирают информацию и используют её для принятия решений |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|