«Атом» (оборудование для атомной энергетики);
«Спецсталь» (продукция из специальных сталей);
«Горное оборудование и технологии»;
«Нефтегазовые проекты и оборудование» (инжиниринг и оборудование для нефтегазохимического комплекса);
СП ЗАО «Машиностроительная корпорация «УРАЛМАШ».
Структура Группы представлена на рис. 2.5.
В настоящее время доля предприятий Дивизиона (ООО «ОМЗ-Спецсталь», ООО «ОМЗ-Литейное производство», Pilsen Steel s.r.o.) на рынке продукции из спецсталей составляет 22%-30% (в зависимости от вида изделий). В соответствии с принятой стратегией развития в течение ближайших 3-х лет Дивизион планирует увеличить долю на растущем отечественном рынке до уровня 24%-36%.
В 2010 году объем производства спецстали на предприятиях Группы увеличился на 29% по сравнению с 2009 годом и составил 127 тыс. т. В 2008-2009гг. прироста производства составил 15%.
Рис. 2.4 Динамика и прогноз производства изделий из спецсталей предприятиями Дивизиона в 2006-2012гг.
Рис. 2.5 Структура Группы ОМЗ
К крупнейшим заказчикам «ОМЗ-Спецсталь» относятся:
Концерн «Силовые машины»
Корпорация «ВСМПО-АВИСМА»
ФГУП «ПО Севмаш» (гос. компания)
ОАО «ММК» (рейтинг: «ВВ»/«Ва2»/«ВВ» - S&P/Moody’s/Fitch)
ЗАО «Уральский турбинный завод»
ООО «Русэлпром-Комплект»
ОАО «НЛМК» (рейтинг: «ВВ+»/«Ва1»/«ВВ+» - S&P/Moody’s/Fitch)
Tissen Krupp (Франция)
Турбоатом (Украина)
Миттал Стил Темиртау (Казахстан) (рейтинг материнской компании: «ВВВ+»/«Ваа2»/«ВВВ» - S&P/Moody’s/Fitch)
Jindal Steel & Power (Индия)
Основными источниками доходов «ОМЗ-Спецсталь» являются:
реализация произведенной продукции;
сервисное обслуживание поставленного оборудования;
инжиниринговые услуги.
Организация работает с производственными предприятиями Группы на основании агентских договоров, договоров комиссии и купли-продажи.
Реализация или иные операции между операционными сегментами Группы проводятся на коммерческих условиях, аналогичных используемым при сделках с независимыми сторонами.
Продажи продукции ОМЗ осуществляются в основном на основе средне- и долгосрочных контрактов с потребителями. На внутреннем рынке поставки продукции осуществляются на основе частичной предоплаты (30%-50% суммы контракта). Экспортные контракты в основном заключаются на условиях открытия импортером аккредитива.
Объемы продаж Группы на протяжении последних лет демонстрируют устойчивую положительную динамику (рис. 2.6).
Рис. 2.6 Структура продаж в 2005-2010гг.
В структуре консолидированных расходов основной статьей являются затраты на сырье и материалы. Около 15% продаж составляют поставки между предприятиями внутри Группы ОМЗ на условиях, идентичных контрактам с внешними покупателями.
Структура закупок хорошо диверсифицирована. Общее количество основных поставщиков сырья и материалов - более 25, при этом на каждого поставщика приходится менее 15% от общего объема закупок.
Основной статьей производственных расходов на предприятиях Группы являются материальные затраты - более 55%. В 2007 году объем производственной себестоимости составил 21,2 млрд. руб. Рост расходов в прошедшем году связан с ростом производства, цен на основное сырье и комплектующие материалы, а также с расширением деятельности Группы.
В сфере деятельности «ОМЗ-Спецсталь» существует множество конкурентов как среди российских производителей и стран СНГ (ЗАО «НКМЗ» (Украина); ОАО «Энергомашспецсталь»; ООО «Юргинский Машзавод»; ОАО «Северсталь»; ЗАО «Русспецсталь»; ООО «Уралмашспецсталь»), так и среди зарубежных производителей (Fomas India, Ltd.; Japan Casting & Forging Corp.; Sheffield Forgemasters Ltd.; The Japan Steel Works, Ltd.; Saarschmiede, GmbH; China First Heavy Industries; Doosan Heavy Industries Co., Ltd.; China Second Heavy. Ltd.; Rolls Royce Marine-Bergen).
|