Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.
Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.
Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.
В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:
обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
- установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
увеличение выпуска сертифицированной продукции;
улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.
Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.
Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят [5]:
сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;
пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;
комплексность (полнота) - взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;
детализация - степень глубины планирования;
точность - степень допусков и отклонений параметров плана;
простота и ясность - соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;
непрерывность - цельность временного пространства планирования;
эластичность и гибкость - возможность использования резервов и учет альтернатив;
научность - учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);
экономичность - эффективность плановой деятельности с позиций соотношения целевой результат/затраты.
К методам планирования относят:
расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;
экспериментальный (опытный) - проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|