- i-й показатель качества (единичный или относительный).
Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на рис. 1.5. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.
Рис. 1.5 Алгоритм расчета комплексного показателя качества
Комплексный показатель качества продукции - это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, КГ - коэффициент готовности:
,(1.3) | |
где: Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности), ч;
- среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), ч. Т.е. коэффициент готовности характеризует два свойства изделия - безотказность и ремонтопригодность.
,(1.4) | |
где: - среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа, ч;
- среднее время, необходимое для устранения отказа, ч.
Таким образом, ремонтопригодность - сложное свойство изделия по отношению к ТО и ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно рассматривать как единичный, а относительно ТО и ТУ - как комплексный.
Интегральный показатель качества продукции - отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.
,(1.5) | |
где: Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);
- суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);
- суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);
/И - удельные затраты на единицу эффекта.
Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.
Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами. При применении дифференциального метода производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном - фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.
Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов - анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.
ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:
. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|