Основные понятия и показатели оценки уровня качества продукции

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

До настоящего времени среди специалистов не существует единства в определении понятия «качество продукции». Как правило, все эти определения неполны, многообразны, неточны. Однако в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества.

В табл. 1.1 показано разнообразие формулировок понятий качества продукции. Однако для конкретных условий совместной деятельности людей данную терминологию необходимо конкретизировать или стандартизировать [1].

В 1979 году Государственный комитет СССР по стандартам разработал и принял ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Термины и определения», в котором дано определение понятию «качество продукции» и связанных с ним свойств, показателей, уровней. Согласно указанному ГОСТу, «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющаяся при производстве, эксплуатации или потреблении.

Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество.

Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.

Продукт труда, созданный в процессе производства, до реализации потребителю обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализации и потребления, то есть когда данный продукт начинает участвовать в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить не приходится.

Количественная характеристика свойств и показателей (экономических, технических и др.) называется показателем качества продукции.

Таблица 2.1 Динамика определений понятий качества

Автор

Формулировка определений качества

Аристотель (III в. до н.э.) Гегель (XIX в. н.э.) Китайская версия Шухарт (1931 год) К. Исикова (1950 год) Дж. Джуран (1979 год) ГОСТ 15467-79 Международный стандарт ИСО 8402-86 Международный стандарт ИСО 8402-94

Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший - плохой» Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когдаоно теряет свое качество Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой» Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь «хороша») Качество - свойство, реально удовлетворяющее потребителей Пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона - степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен знать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла эти потребности) Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности

Перейти на страницу:
1 2