Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
До настоящего времени среди специалистов не существует единства в определении понятия «качество продукции». Как правило, все эти определения неполны, многообразны, неточны. Однако в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества.
В табл. 1.1 показано разнообразие формулировок понятий качества продукции. Однако для конкретных условий совместной деятельности людей данную терминологию необходимо конкретизировать или стандартизировать [1].
В 1979 году Государственный комитет СССР по стандартам разработал и принял ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Термины и определения», в котором дано определение понятию «качество продукции» и связанных с ним свойств, показателей, уровней. Согласно указанному ГОСТу, «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющаяся при производстве, эксплуатации или потреблении.
Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество.
Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.
Продукт труда, созданный в процессе производства, до реализации потребителю обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализации и потребления, то есть когда данный продукт начинает участвовать в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить не приходится.
Количественная характеристика свойств и показателей (экономических, технических и др.) называется показателем качества продукции.
Таблица 2.1 Динамика определений понятий качества
Автор |
Формулировка определений качества |
Аристотель (III в. до н.э.) Гегель (XIX в. н.э.) Китайская версия Шухарт (1931 год) К. Исикова (1950 год) Дж. Джуран (1979 год) ГОСТ 15467-79 Международный стандарт ИСО 8402-86 Международный стандарт ИСО 8402-94 |
Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший - плохой» Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когдаоно теряет свое качество Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой» Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь «хороша») Качество - свойство, реально удовлетворяющее потребителей Пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона - степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен знать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла эти потребности) Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности |
|