Уже в конце 60-х годов ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Качество должно обеспечиваться гораздо раньше - в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования.
Такой комплексный подход обеспечивает создание замкнутого процесса, который начинается с определения потребностей рынка и включает в себя все фазы совершенствования выпускаемой или разрабатываемой продукции, подготовку производства, изготовление, реализацию и послепродажное обслуживание на основе эффективной системы обратной связи и планирования, учитывающего конъюнктуру рынка, при минимальных расходах на обеспечение качества. [29]
Совокупность организационных и технических мер, необходимых для
обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции/услуг ее соответствия требованиям стандартов и контракта, называется системой качества.
Система менеджмента качества (СМК) согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. [7]
Система менеджмента качества каждого предприятия разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, специфики производимой продукции и рынка потребления, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, так называемой «петли качества», в которую входят следующие виды деятельности:
- маркетинг, поиски и изучение рынка;
- проектирование и разработка продукции;
- подготовка и разработка производственных процессов;
- материально-техническое снабжение;
- производство;
- контроль, проведение испытаний и обследований;
- упаковка и хранение;
- реализация и распределение;
- монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
Система менеджмента качества организации, как и любая другая система, характеризуется составом элементов, среди которых:
- организационная структура;
- процессы;
- ресурсы;
- документация.
В целях разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента качества в организации формируется соответствующая организационная структура. Как правило, она включает руководителя организации, представителя руководства по качеству, координационный совет при руководителе организации, соответствующую службу, а так же ответственных представителей структурных подразделений организации.
Следующим элементом СМК организации является ее документация. Документирование СМК, выполненное в систематической и последовательной форме, придает ей официальный статус. Документально оформленная СМК означает, что:
- применяемые методы должны быть письменно зафиксированы, поддерживаться в актуальном состоянии;
- установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях, рабочих инструкциях, инструкциях по испытаниям;
- должно быть обеспечено оптимальное применение документированных процедур и инструкций.
Все этапы формирования и развития СМК организации должны поддерживаться соответствующими ресурсами. В ГОСТ Р ИСО 9001-2008 выделены такие ресурсы, как человеческие ресурсы, инфраструктура и производственная среда.
|