Под влиянием целей научно-технической и инновационной политики был осуществлен кардинальный пересмотр методологии и инструментария статистического наблюдения за выполнением научных исследований и разработок, впервые в отечественной практике получила развитие статистика инноваций. При этом прежде всего, ставились задачи адекватного отображения развития науки и инновационной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и обеспечения соответствия форм и показателей статистического наблюдения международным стандартам. Были также приняты во внимание потребности в повышении содержательности статистической отчетности, создании гибкой системы статистического наблюдения. В соответствии со сложившимися в международной статистике принципами сбор данных о научных исследованиях и разработках осуществляется путем обследования двух статистических совокупностей - организаций, выполняющих научные исследования и разработки, и организаций, их финансирующих (министерств и ведомств). Основным источником информации в статистике науки является годовая статистическая отчетность о выполнении научных исследований и разработок по форме № 2-наука. Она представляется всеми предприятиями и организациями, их осуществляющими, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и включает данные о численности и составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками; затратах на эти цели и среднегодовой стоимости основных средств. Министерства и ведомства представляют данные о финансировании научных исследований и разработок за счет средств федерального бюджета по формам отчетности № 1-ФБ, установленным Миннауки России.[8 c 300]
Введение статистического наблюдения за инновационной деятельностью осуществлялось поэтапно. На первом этапе оценивался общий уровень инновационной активности в промышленности (по форме единовременной отчетности № 1-инновация). Таким путем была выявлена совокупность инновационно-активных предприятий. На втором этапе проводится сплошное обследование промышленных предприятий по развернутой программе на базе формы годовой статистической отчетности о технологических инновациях № 2-инновация. Третий этап был вынесен за рамки сплошного обследования и охватил только инновационно-активные предприятия. Его цель - преимущественно качественные оценки исследуемых явлений, включая характеристики источников информации для инновационной деятельности, препятствующих ей факторов и т.п. (форма единовременной отчетности № 3-инновация).
Указанные формы отчетности, базируясь на единых методологических принципах, понятиях и классификациях, образуют взаимоувязанную систему годового статистического наблюдения за наукой и инновациями. Этот статистический инструментарий прошел международную экспертизу, получив высокую оценку ведущих международных организаций (ОЭСР и Евростата), и дает возможность обеспечить непосредственное получение данных, пригодных для межстрановых сопоставлений. Следует подчеркнуть, что адаптация международного опыта к национальным особенностям, как исторически сложившимся, так и порожденным рыночными трансформациями, потребовала рассмотрения конкретных экономических и организационных факторов, специфики статистического учета и отчетности в нашей стране. Это не только исключило прямое заимствование зарубежного опыта, но и позволило по некоторым позициям предложить новые методологические подходы, обогащающие международную практику.[8 c 306]
Научные организации и предприятия представляют также годовую отчетность об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах. Однако содержащаяся в ней информация не соответствует современным требованиям, что обусловливает необходимость ее пересмотра и согласования с названными выше формами статистической отчетности.
Дальнейшее развитие статистики науки и инноваций предполагает в качестве первоочередных задач совершенствование инструментария статистического наблюдения применительно к особенностям отдельных секторов науки, организацию статистического мониторинга состояния и движения научно-технических кадров, обеспечение сбора данных об инновациях в интенсивно растущей сфере услуг, изучение механизмов косвенного стимулирования научной и инновационной деятельности, в том числе в региональном аспекте.[8 c 304] |