Выработать идеологию означает создать новое знание. Создание идеологии обеспечивает раскручивание спирали знаний (в парадигме И. Нонака, Х. Такеучи). Создавая миссию организации, разные агенты взаимодействуют между собой, генерируя при этом новые знания. Кроме того, идеология - это продукт трансформации неформализованного знания в формализованное (экстернализация).
Идеология задает общую цель деятельности организации, ее предназначение. Любая организация, как сложная открытая система, имеет множество целей, среди которых выделить главные, очень трудная задача. Идеология как раз и задает ту главную суперцель.
Организует и интегрирует центробежные силы организации. Множество как внутренних, так и внешних сил стремятся «разорвать» организацию на части. Идеология способствует единению внутри организации и дает защиту от влияний снаружи.
Помогает согласовывать интересы всех лиц, связанных с организацией. Различные группы, связанные с организацией имеют разные, очень часто противоположные и взаимоисключающие интересы. Так собственников интересует прибыль, дивиденды и рост капитала; Менеджеров - денежное вознаграждение и карьера; Персонал - высокие зарплаты, социальный пакет и гарантии занятости; Клиентов - качество товаров/услуг, низкие цены, дополнительный сервис; Налоговые органы - полная и своевременная уплата налогов; Общество - стабильность и прогнозированость организации, ее политика социальной ответственности. Вот эти противоречивые интересы и должна согласовать миссия. Часто идеология- это равнодействующая различных векторов сил действующих на организацию.
Фильтр для отсеивания непрофильных видов деятельности. Структура потребностей людей и других экономических субъектов все больше усложняется, отсюда и сложность бизнеса. Конкуренция обостряется. Для того, чтобы присутствовать на нескольких сегментах нужны огромные ресурсы (деньги, люди, знания, технологии, сырье и т.п.), а их нет. Отсюда проблема выбора профильных или отсеивания непрофильных направлений деятельности. Идеология может в этом помочь.
Индикатор для оценки всех видов деятельности организации. Приблизительно оценить величину полезности всех внутренних инициатив или внешних пожеланий и идей для организации можно с помощью миссии.
Идеология может снизить трансакционные издержки (издержки на осуществлении рыночной транзакции: издержки на поиск партнеров; на оповещение потенциальных партнеров об условиях сделки; проведения предварительных переговоров; подготовку контракта; сбор сведений о партнерах и т.д.) за счет повышения качества взаимодействия подразделений компании между собой и с внешней средой (М. Гринфельд).
Уменьшает вероятность возникновения конфликтов. Среди множества причин организационных конфликтов есть и такие три: 1) Отличия целей (из-за высокой емержементности и дифференциации подразделов); 2) Плохо структурированы (неясные, нечетко поставленные) задачи; 3) Разные представления о ценностях членов коллектива и групп. Идеология способствует уменьшению вероятности возникновения конфликтов за счет: сближения целей; структуризации задач; формирования общих ценностей.
Идеология - это фактор конкурентоспособности организации. Существование миссии способствует быстрейшему нахождению компромисса со всеми участниками внутреннего и внешнего окружения организации, и таким образом, увеличивает (правда непрямо) ее конкурентоспособность.
Идеология - указатель, маяк и финишная линия для ориентации в период организационных перемен. Идеология - это то, что сравнительно редко изменяется при различных переменах в организации.
|