идеология управление организация
Идеология управления в организации может рассматриваться с позиции выделения иерархических уровней исследования - 1) уровень собственно идей, 2) уровень форм представления идей, 3) уровень идеологической структуры, 4) уровень идеологического процесса, 5) уровень жизненной среды. Каждому уровню соответствует отдельный тип идеологии. [4, 56-57]
Основу идеологии управления в организации составляют идеи управления.
Под идеями управления мы понимаем идеи, направленные на решение управленческих задач в организации и вносящие значительный вклад в развитие теории и практики управления.
В качестве примера наиболее известных идей управления, можно привести идеи эффективности, специализации, стандартизации, рациональности, измерения, универсальности управленческих функций, конвейера, делегирования полномочий и др. Подобные идеи вырабатываются под влиянием исторически сложившейся практики управления в определенных культурных и социальных условиях. Будучи реализованными в практику управления, идеи превращаются в миссию, в принципы и методы управления, формируют взгляды на организацию управления, его цели и задачи.
Систему взаимообусловленных по содержанию и формам проявления идей управления, характеризующихся на определенном отрезке времени единой смысловой и функциональной направленностью, мы обозначаем термином «управленческая идеология».
Назначение управленческой идеологии обусловлено содержанием идей, ее составляющих.
Содержание идей, составляющих управленческую идеологию, раскрывается (формулируется) посредством различных форм представления идей в организационном окружении, - от форм простых, наиболее доступных для восприятия и понимания, до сложных, формулирующих несколько идей сразу. К таким формам мы можем отнести, в первоначальном приближении, вербальные формулировки, наглядное представление, различные формы информации, стереотипы поведения, ритуалы, цвет, запах, звук и т.п. формы, посредством которых могут быть выражены те или иные идеи.
Соответственно, следующий тип идеологии в организации представляет собой систему форм представления идей управленческой идеологии в виде явлений и процессов организационного окружения, которую мы обозначаем термином «организационная идеология».
Рассматривая организационную идеологию, мы имеем дело уже не просто с самой по себе идеей, а с той конкретной формой, в которой данная идея представлена в организации. Управленческая и организационная идеология отличаются друг от друга по ряду существенных параметров.
Управленческая идеология по своему характеру универсальна. Она может быть общей для различных систем управления, соответственно, может передаваться, транслироваться из одной организации в другую. Управленческая идеология состоит из ограниченного числа элементов (идей), соответственно, может быть исчерпывающе сформулирована в своем содержании. В целом, управленческая идеология отражает содержательный аспект идеологии в организации.
«Организационная идеология, напротив, уникальна, т.е. практически непередаваема, существует только в конкретно данной организации. Ввиду того, что она может охватывать большое количество форм (элементов) организационного окружения, исчерпывающее описание организационной идеологии затруднено. Организационная идеология отражает формально-представительский аспект идеологии в организации. » [9, с. 60].
Явления и процессы организационного окружения становятся элементами (формами) организационной идеологии в соответствии с определенными целями и задачами, которые, в свою очередь, задаются людьми. Трансформация форм организационного окружения в элементы организационной идеологии осуществляется посредством определенного механизма в рамках определенной структуры.
Таким образом, следующий тип идеологии в организации представляет собой систему управленческой и организационной идеологий в единстве с идеологической структурой, включающей в себя механизм (специфические цели, функции, принципы, методы) и структуру (инструменты, люди, отношения), посредством которых осуществляется представление идей в определенных формах явлений и процессов организационного окружения и практическая реализации данных форм в организации. Данную систему мы обозначаем термином «идеология компании».
Разработка идей, их представление в определенных формах и реализация данных форм представления осуществляется в организации в рамках особого процесса - процесса идеологического воздействия, или идеологического процесса.
|