Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями, содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества, рассчитываться на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.
Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:
Ø Пригодных для работы в современных условиях;
Ø Тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;
Ø Кто может работать, но при создании подходящих условий труда;
Ø Кто вообще не может работать;
Ø Кто не стремится работать.
Выделяются такие гарантии, как:
. Гарантии в реализации права на труд:
Ø свобода выбора занятий и работы;
Ø государство признает оплачиваемую занятость как основу образа жизни;
Ø государство бесплатно содействует в подборе подходящей работы; безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т.д.
2. Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т.д.
3. Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.
4. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.
5. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.
6. Работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения.
7. В условиях социально-экономического реформирования общество государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.
8. Закон строго определяет размер пособий по безработице.
9. Закон определяет также условия и сроки выплаты пособия по безработице и т.д.
Социальная защита строится на социальных гарантиях, зафиксированных законодательством. Социальная защита во многом зависит от того, как эффективно взаимодействуют политические, экономические и социальные факторы, формирующие пространство жизнедеятельности людей [20]. Рассмотрим более подробно перечисленные факторы.
Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества.
Экономические факторы определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов по средствам взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной и натуральной форме. Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами социальной защиты - это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы социальной защиты.
Идеологические факторы играют важную роль в становлении института социальной защиты населения. Отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества.
|