Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института - социальной защиты населения, сделав его центром общественного мнения. Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям) - оказывать комплекс социальных услуг за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
В настоящее время система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей [7].
C точки зрения трудового вклада в общественное производство существует ограниченная социальная защита заключающиеся в обеспечении всеми членам общества гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений. Другими словами, ограниченная защита - это определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и является естественным дополнением рыночной системы. Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, проведение в жизнь "справедливого" вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотнесенного о субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Абсолютная защищенность характерна для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидирована рыночные отношения [14].
Механизмы социальной защиты населения включают в себя отдельные комбинации экономических, социальных, правовых и организационных подсистем, призванных обеспечивать определенные функции и виды защиты (защиту доходов работников, охрану и медицину труда), а также инструменты достижения согласия между социальными субъектами: тарифные соглашения коллективный договор и трудовой контракт.
Институты социальной защиты представляет собой организационно-правовые структуры, предназначенный выполнять целевые функции защиты в соответствии с четко определенным юридическим статусом и экологическими возможностями (обязательного и добровольного социального страхования, социальной помощи, государственное социального обеспечения). Ключевыми показателями при выборе института социальной защиты выступают уровни и природа социального риска; материальное положение работников, возраст, состояние здоровья, размеры их семей [1].В этой связи к важнейшим характеристикам институтов социальной защиты можно отнести:
Ø Органы управления и контроля
Ø Виды и объем гарантированных услуг
Ø Круг лиц, подлежащих охваты тем или иным институтом
Ø Организационно-правовые формы
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|