Иерархия (от греч. - власть) - это тип структурных отношений, в сложных многоуровневая. Система характеризуется упорядоченностью, организованностью взаимодействия между отдельными уровнями по вертикали. Свойства иерархии: 1)выступает, как обобщенная функция совместной деятельности. Интеграции индивидуальных действий в целом представляет собой разделение труда не только по горизонтали, но и по вертикали, на более общие и частные функции, на решение и исполнение.2)выступает как односторонняя личность, зависимость одного индивидуума от другого. Отсюда возникает личный режим в организации, т.е. легитимное проявление субъективных качеств одного работника по отношению к другому, по линии субординации.3)функционирует как власть (лидерство). В данной системе соподчинения присутствуют, регуляторы основания и различные модели власти.
Иерархия - универсальная форма построения социальной системы на основе соподчинения, когда нижние уровни контролируются верхними. При этом, чем выше уровень, тем уже его состав отчего иерархическая структура принимает форму пирамиды.
Концепция бюрократической структуры, разработанная Вебером, имеет пирамидальную структуру. Форма управления - рациональная бюрократия. Признаки бюрократической системы: безличность, рациональность, регламентированность, ограниченность ответственности.
Существуют следующие формы иерархии: классическая форма (пирамидальная) - где воздействие оказывается сверху вниз; боковая иерархия - существуют контролирующие органы, которые в саму организацию не входят, но оказывают на нее воздействие извне (прокуратура, налоговая инспекция, пожарные органы, общественная палата).
Иерархия престижа (социальные страты выделяются по принципу социального статуса в обществе), иерархия власти (отношение к реальной власти, возможность реального воздействия на подчиненных), иерархия личности (связано с понятием авторитет - неформальная власть, неформальный авторитет), иерархия контроля (практически основная функция управления). |