Принципы менеджмента - это основные, исходные, общие положения, закономерности, определяющие управленческие связи, отношения, действия различных элементов, факторов управленческой системы при постановке и достижении целей организации. Каждый принцип в менеджменте можно одновременно представить и как процесс, и как результат. Классические принципы менеджмента были сформулированы представителем классической административной школы, руководителем крупной французской угледобывающей компании Анри Файолем: 1.Разделение труда. Специализация работ для эффективного использования рабочей силы, менеджеров (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающих). Цель разделения труда - выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях, рост производительности труда. 2.Полномочия и ответственность. Полномочия приказывать всегда порождают ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность. 3.Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, позволяя работать спокойно. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. Дисциплинарные правила должны быть четко определенными и обязательными для всех. 4.Единоначалие. Чтобы наилучшим способом обеспечивать четкость и эффективность команд в организации, подчиненный в одно и то же время не может иметь больше одного начальника. Подчиненный получает приказы только от одного начальника и отвечает только перед одним начальником. 5.Единство действий, направления. Усилия каждого, каждой группы должны быть скоординированы и направлены в одну сторону, в рамках одной цели, объединены единым планом и иметь одного руководителя. 6.Подчиненность индивидуальных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании. Совместные действия, работа одной командой - это необходимое условие успеха, роста эффективности, победы в конкурентной борьбе. Сотрудничество породило японское экономическое чудо. Единение, коллективизм, пропагандируемые в СССР, вопреки другим факторам, позволяли добиваться больших целей. 7.Вознаграждение персонала. Вознаграждение соответствует выполненной работе. Перевыполнение заданий поощряется. Это обеспечивает верность и поддержку работников. Адекватная система оплаты труда позволяет работнику ощущать ту значимость, которую его труд имеет для организации. 8.Централизация. Соответствующая степень централизации будет зависеть от конкретных условий и должна служить делу, достижению целей. Централизация власти сочетается с делегированием части полномочий сверху вниз тем, кто может нести ответственность за выполнение работы. 9.Иерархическая (скалярная) цепь. Это цепь руководителей сверху донизу («цепь начальников»). Это неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.10.Порядок. Материальные ценности и люди должны находиться на строго определенных местах в положенное время. Место для всего, и все на своем месте. Отсутствие порядка и норм поведения приведет к анархии, которую не одобряют ни руководители, ни подчиненные. Без четкого порядка большинство людей чувствуют себя неуютно. Порядок точно определяет, чем они должны заниматься и когда.11.Справедливость. Одинаково справедливое отношение и уважение ко всем работникам, на всех уровнях скалярной цепи. Это сочетание доброты и правосудия. Являясь результатом доброты и законности, справедливость приводит к преданной и лояльной службе. 12.Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Людям необходимо предоставить время, чтобы узнать свою работу. Менеджер должен всегда заботиться о том, чтобы удержать на своем участке трудолюбивых работников. Средний работник или руководитель, который дорожит своим местом, предпочтительнее выдающегося, талантливого менеджера, который «летает» с места на место.13.Инициатива. Поощрение работников к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Инициатива позволяет чувствовать себя активной частью организации. Она повышает производительность и должна поддерживаться руководством. Менеджер должен быть сам инициативен и должен поощрять инициативу работников.14.Кастовый, корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий. Совместные усилия сотрудников - основа организационного успеха. Единство - это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы, обеспечивает единство усилий.
|