Системный подход рассматривает организацию: 1)как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды; 2)как открытую систему, выживание любой организации зависит от внешнего мира, организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей.
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимосвязаны. Существуют два основных вида систем: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды окружающей системы. Часы - знакомый пример закрытой системы. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающей из внешней среды. Крупные составляющие сложной системы, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами, эти части называются подсистемами.
Ситуационный подход (с 60-х до н.в.): 1)расширил перечень внутренних и внешних факторов, влияющих на организацию, предложенных теорией систем; 2)выявил сильные и слабые стороны, положительные и отрицательные последствия, необходимые учитывать в конкретной ситуации; 3)подчеркнул, что лучшего способа управления не существует; 4)показал, что определенным ситуациям соответствуют личные качества и стили руководства; 5)определил, что для повторяющихся ситуаций типичны запрограммированные управленческие решения. Мари Паркер Фоллет еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний», что и человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации.
|