Мотивация в менеджменте - это комплексный подход к управлению персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, целью которых является продуктивное выполнение сотрудником своих обязанностей.
Современными экономистами выявлено, что поведение человека в процессе труда, его отношение к производству независимо от общественно-экономического строя всегда находится под воздействием объективных и субъективных причин и факторов. В процессе развития производственно-экономических отношений трансформируются инструменты влияния на человека, побуждающие его более или менее активно и эффективно трудиться. В системе мотивации главными являются: потребность и интерес к труду. В целях рассмотрения вопроса мотивации труда необходимо раскрыть сущность таких экономических категорий, как потребность и интерес.
Потребность человека обуславливается его взаимодействием с окружающей средой. Человек, как и любая система, обладает свойством стремиться к состоянию равновесия. Человек как бы находится в равновесном положении с определенными свойствами, и в случае нарушения равновесного состояния возникает потребность реакции на изменившуюся ситуацию.
В литературе дается следующее определение понятия "потребность": "Это внутренняя движущая сила человека, его необходимость в чем-либо, появление которой обусловлено взаимодействием человека с внешней средой".
Потребности невозможно осязать, об их наличии можно говорить только при анализе поведения людей, так как потребности "подталкивают" людей к действиям, нацеленным на их удовлетворение. Результатом таких действий может быть полное или частичное удовлетворение потребностей, либо отсутствие удовлетворения.
Факт удовлетворения одних потребностей стимулирует работников к увеличению своего трудового вклада в производство с целью удовлетворения других потребностей. Если разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения становится большим и работник не получает от своего труда соответствующую долю благ - эффективность труда уменьшается.
Исследования, проведённые экономистами и социологами показали, что потребности могут быть различных видов: индивидуальные, групповые, отраслевые, общенародные и т.д. Все существующие варианты классификации потребностей людей, сделанные различными учеными, в разные исторические периоды обладают схожими принципами. Так, большинство ученых признают существование иерархии в структуре потребностей, отдавая предпочтение физиологическим потребностям, как элементарным и первичным, без удовлетворения которых невозможно существование человека, а значит, и невозможно наступление необходимости в удовлетворении более высоких (вторичных) потребностей.
В конце 60-х годов американский профессор У. Херсберг провел исследования, в результате которых разделил мотивационные механизмы на две группы.
К базовым он отнес те механизмы, которые чаще всего вызывают неудовлетворённость персонала (их отрицательного влияния надо избегать):
- оплата труда (система вознаграждений);
- компенсационные, социальные выплаты;
- вопросы, связанные с организацией рабочего и информационного пространства.
|