В социологии управления в ХХI веке возрастает потребность в
повышении адаптивности организации к неопределенности внешней среды, в
повышении эффективности ее работы и скорости реакции на эти изменения. Такая
адаптивность на данном этапе развития современного общества является ключевым
фактором конкурентоспособности коммерческой организации, залогом ее выживания и
развития. Одним из инструментов повышения эффективности работы коммерческого
предприятия является внедрение в его организационную деятельность технологий
тайм-менеджмента. Дисциплина тайм-менеджмент оформилось в самостоятельное
направление менеджмента организации к концу 60-х гг. ХХ века. Тайм-менеджмент -
это совокупность технологий планирования работы, которые человек применяет
самостоятельно для повышения эффективности использования своего рабочего
времени и для повышения контроля возрастающего количества задач. В настоящее
время перед большим числом коммерческих организаций стоит задача внедрения
технологий тайм-менеджмента. Причиной этому служат следующие факторы:
) Тенденции изменений социальной и экономической среды диктуют
руководителям коммерческих фирм необходимость пересмотреть в сторону повышения
роль самоконтроля в принятии решений, расстановки приоритетов, в организации и
планировании работы персонала, а также их самих.
) В организационной системе коммерческого предприятия остро стоит
проблема повышения эффективности работы и возрастает роль таких нематериальных
активов, как интеллектуальный капитал, лояльность сотрудников по отношению к
организации-работодателю, возможность творчества и самовыражения. В данном
аспекте рассмотрения наиболее актуальной становится самостоятельность
сотрудника в организации своей работы.
) На данный момент система отношений «работодатель - наемный служащий»
выходит на новый виток развития, когда в организационной системе повышается
роль личности сотрудника. И внедрение технологий тайм-менеджмента как раз
способствует созданию психологического комфорта, дает ему «моральную» свободу;
при этом с выгодой для работодателя - повышение эффективности, скорости и
качества работы персонала любого уровня иерархии.
В научном менеджменте сравнительно редко затрагивались вопросы
самоорганизации в работе персонала, поэтому руководство организаций
централизованно не внедряло использование технологий тайм-менеджмента. Классики
теории менеджмента (напр., Ф.У. Тейлор, К. Макхэм, М.Х. Мескон) впервые
поставили вопрос о внедрении технологий персональной организации труда.
Тайм-менеджмент как практическая дисциплина изначально
разрабатывалась консультантами по менеджменту и психологии. Ряд отечественных и
зарубежных специалистов по управлению, психологии и организационной культуре
разрабатывали методологию планирования личного и рабочего времени в форме книг,
статей и учебных курсов.
|